Программа коррекционной работы ООП ООО

НАЗАД

Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР разрабатывается для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В учреждении обучаются обучающиеся с ОВЗ, по заключению ПМПК имеющие, в большинстве своем, диагноз ЗПР.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в учреждении определяются адаптированной образовательной программой по предметам учебного плана. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с ОВЗ и возможностей образовательной организации.

ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые образовательные потребности, которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени при каждом типе нарушения у обучающихся с ОВЗ. Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации.

ПКР разрабатывается на период получения основного общего образования и включает следующие разделы.

 Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования

Цель программы коррекционной работы:

— оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);

— осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ.

Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское).

— выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

— определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк));

— разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ОВЗс учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;

— обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

— формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

-расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

— развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

— реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

-обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ОВЗ;

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Принцип системности – единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции нарушений обучающихся  с ОВЗ, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем этих детей.

Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образова-тельного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образова-тельной программы основного общего образования, необходимых обуча-ющимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).

Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования

Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).

Содержание программы коррекционной работы

Мероприятие Ответственные Форма реализации мероприятия Ожидаемый результат
Диагностическая деятельность
Стартовая психолого- медико- педагогическая диагностика -Заместитель директора по УВР

-Медицинский работник

-Учителя- предметники

-Психолог

-Анализ документов ПМПК

— входная диагностика

— пакет документов для ПМПК

_ Определение характера и объема затруднений в освоении конкретными обучающимися ООП ООО;

— развертывание коррекционной работы

Коррекционно- развивающая деятельность
Выбор и разработка оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями В пределах должностных обязанностей:

— Заместитель директора по УВР

-Медицинский работник

-Учителя- предметники

— Классный руководитель

-Психолог

Локальные акты;

Приказы;

Протоколы школьной ПМПк;

Индивидуальные коррекционные маршруты;

Отражение коррекционно- развивающей работы в документации школы;

— Заключение договоров с внешними партнерами о психолого- медико- педагогическом сопровождении детей с ОВЗ;

— система комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОО.

Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения -Психолог — Заседания ПМПк;

— индивидуальные и групповые коррекционно- развивающие занятия

— Реализация плана индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

-Выполнение рекомендаций ПМПК разных уровней;

— корректировка индивидуальных коррекционных маршрутов

Системное воздействие на учебно- познавательную деятельность обучающегося в динамике ОП — Заместитель директора по УВР

-Учителя- предметники

— Классный руководитель

-Психолог

— Мониторинг развития обучающихся;

— План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ОВЗ;

— реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как части ООП ООО

— Целенаправленное воздействие учителей- предметников и специалистов на формирование УУД и коррекцию отклонений в развитии, использование адаптированных образовательных программ, методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов
Развитие эмоционально волевой и личностной сферы ребенка  и психо- коррекция его поведения — Классный руководитель

-Психолог

— Учителя- предметники

— План воспитательной работы с обучающимися;

— индивидуальные консультации с родителями;

— Программы курсов внеурочной деятельности

— Желание учиться

— усвоение программы

— Социализация

— Коммуникабельность

— Изменение детско- родительских отношений;

— Оценка ребенком, родителями собственных достижений

Консультативная деятельность
Разработка, реализация, своевременная корректировка индивидуальных коррекционно- развивающих маршрутов для обучающихся с ОВЗ В пределах должностных обязанностей:

— Заместитель директора по УВР

-Медицинский работник

-Учителя- предметники

— Классный руководитель

-Психолог

-Заседания ПМПк

-семинары

— заседания ШМО

— индивидуальные и групповые консультации специалистов служб сопровождения для педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ

— Выработка совместных обоснованных рекомендаций по соновным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников ОП;

— сздание условий для освоения конкретными обучающимися ООП ООО

Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ — Классный руководитель

-Психолог

— Учителя- предметники

— Семинары

— Круглые столы

— Индивидуальная работа

— Тренинги

— Педлекторий

— Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников ОП;

-создание условий для освоения конкретным обучающимся ООП

Содействие специалистов в области коррекционной педагогики учителям в разработке и реализации коррекционных мероприятий в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности -Психолог

Медицинский работник

 

— Заседания ПМПк

— Педсоветы

-Консультации

-Учет педагогами школы структуры и иерархии отклонений развития конкретного ребенка с ОВЗ в реализации учебных программ и программ внеурочной деятельности;

— Индивидуализация образовательного процесса

Информационно- просветительская деятельность
Просветительская деятельность по разъяснению индивидуально- типологических особенностей различных категорий с ОВЗ Заместитель директора по УВР

-Психолог

— Лекции;

-Беседы;

— Круглые столы;

-памятки, буклеты;

— тренинги;

-страница сайта ОО

Целенаправленная разъяснительная работа со всеми участниками ОП по актуальным вопросам обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Использование УМК, учебных пособий, дидактического материала -Психолог

— Учителя- предметники

_ Печатные материалы;

— раздаточные материалы;

— электронные материалы.

Повышение комплектности участников ОП в вопросах коррекции и развития детей с ОВЗ

 

 Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования

Для реализации требований к ПКР, обозначенных в ФГОС ООО, создана рабочая группа, в которую наряду с основными учителями включен педагог-психолог.

ПКР реализуется поэтапно.

 

I этап (май – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). На этом этапе анализируется состав детей с ОВЗ, их особые образовательные потребности; сопоставляются результаты обучения этих детей на предыдущем уровне образования; создается (систематизируется, дополняется) фонд методических рекомендаций по обучению данных категорий учащихся с ОВЗ.

II этап (октябрь- май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.

III этап (май- июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Данное направление в учреждении осуществляется  ПМПк.

ПМПк является внутришкольной формой организации сопровождения детей с ОВЗ, положение и регламент работы которой разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и утверждается локальным актом.

Цель работы ПМПк: выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ и оказание им помощи (выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; составление, в случае необходимости, индивидуальной программы обучения; выбор и отбор специальных методов, приемов и средств обучения). Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости школьников, своевременно вносят коррективы в программу обучения и в рабочие коррекционные программы; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для школьника (школьников) дополнительных дидактических материалов и учебных пособий.

В состав ПМПк учреждения входят педагог-психолог, педагог (учитель-предметник), медицинская сестра, а также представитель администрации. Родители уведомляются о проведении ПМПк (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).

Деятельность службы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ из-за отсутствия специалистов осуществляется на основе сетевого взаимодействия с различными организациями: медицинскими учреждениями; центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; образовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы.

Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательной организации осуществляются медицинским работником (медицинской сестрой) на регулярной основе и, помимо общих направлений работы со всеми обучающимися. Медицинский работник участвует в диагностике школьников с ОВЗ и в определении их индивидуального образовательного маршрута, возможно проведение консультаций педагогов и родителей. В случае необходимости оказывает экстренную помощь. Медицинский работник, являясь сотрудником профильного медицинского учреждения, осуществляет взаимодействие с родителями детей с ОВЗ.

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагог-психолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ. Работа организована индивидуально и в мини-группах. Основные направления деятельности школьного педагога-психолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ.

Помимо работы со школьниками педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог (психолог) осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов. В реализации диагностического направления работы принимают участие учителя- предметники класса (аттестация учащихся в начале, середине и конце учебного года).

Программа изучения обучающегося с ОВЗ.

 

Направление изучения Содержание  работы Где и кем выполняется работа
Медицинское Выявление состояния физического здоровья.

Изучение медицинской документации.

Физическое состояние обучающегося.

Изменение в физическом состоянии (рост, вес и т.д.)

Утомляемость

Школьный медицинский работник

классный руководитель

 

Наблюдения во время занятий , на переменах.

Обследование ребенка.

 

Психологическое Обследование актуального уровня психического  и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем внимания, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное), понятийное (интуитивное, логическое), абстрактное, речевое, образное.

Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Индивидуальные особенности. Моторика. Речь.

Психолог

Учитель- предметник

Кл. руководитель

 

Наблюдение за ребенком на уроках, внеурочной, внешкольной деятельности.

Беседы с ребенком, родителями.

Индивидуальные, групповые занятия с психологом.

Наблюдение за речью ребенка на уроках и в сводное время.

Изучение письменных работ.

Социально- педагогическое Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания.

Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов, самостояельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом.

Мотивы учебной деятельности. Прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя.

Эмоционально- волевая сфера. Преобладание настроения. Наличие аффектных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявление негативизма.

Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома.

Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам.

Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутичные проявления, обидчивость, эгоизм.

Поведение.

Уровень притязаний и самооценка.

Посещение семьи ребенка (кл. руководитель)

Наблюдение во время занятий, изучение работ ученика (учитель- предметник, психолог)

Анкетирование родителей, обучающегося с ОВЗ на предмет выявления трудностей в обучении (кл. руководитель)

Беседа с родителями и учителями- предметниками (кл. руководитель, психолог)

Наблюдение за ребенком в различных видах внеурочной, внешкольной деятельности (кл. руководитель, учителя- преметники0

 

 

 Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности

Коррекционная работа организована во всех организационных формах деятельности образовательной организации: в учебной (урочной и внеурочной) деятельности и внеучебной (внеурочной деятельности).

Коррекционная работа в обязательной части (70 %) реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной программы. На каждом уроке учитель-предметник ставит и решает коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с помощью специальных методов и приемов. Изменение видов деятельности обучающихся с ОВЗ на уроке, внеурочной деятельности  прописывается в рабочих программах учителя- предметника.

Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования разной направленности (спортивно- оздоровительная, духовно- нравственная, социальная, патриотическая, общеинтеллектуальная, общекультурная), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие школьников с ОВЗ.

Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ педагогами с участием родителей (законных представителей) разрабатываются индивидуальные коррекционные программы, проводится мониторинг динамики развития. Обсуждение промежуточных результатов коррекционной работы проводится на ПМПк образовательной организации, школьных методических объединениях.

Механизм реализации ПКР раскрывается во взаимосвязи ПКР и рабочих коррекционных программ, во взаимодействии разных педагогов и педагога-психолога, медицинского работника; в сетевом взаимодействии в многофункциональном комплексе и с образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Взаимодействие включает в себя следующее:

  • комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.

Требования к условиям реализации программы

Группа требований Конкретизация требования
Психолого- педагогическое обеспечение -Обеспечение дифференцированных условий в соответствии с рекомендациями ПМПК (разработка адаптированных ОП).

-Обеспечение психолого- педагогических условий:

коррекционная направленность ОП;

учет индивидуальных особенностей ребенка;

соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

использование СОТ, в том числе информационных, для оптимизации ОП, повышения его эффективности, доступности.

— Обеспечение специализированных условий:

выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;

использование специальных методов, приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей;

комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

— Обеспечение здоровьесберегающих условий:

оздоровительный и охранительный режимы;

укрепление физического  и психического здоровья;

профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;

соблюдение санитарно- гигиенических правил.

-Обеспечение участия всех детей с ОВЗ в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

— Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих нарушения психического и (или) физического развития.

Программно- методическое обеспечение — Использование коррекционно- развивающих программ, инструментария, необходимого для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога- психолога
Кадровое обеспечение — Наличие педагога- психолога

— Заключены договоры с внешними организациями, осуществляющими специализированную помощь обучающимися с ОВЗ

-Повышение квалификации учителей, работающих с обучающимися с ОВЗ,  через курсовую подготовку (3 человека имеют курсовую подготовку)

— Уровень квалификации педагогов соответствует для каждой занимаемой должности квалификационным характеристикам

Материально- техническое обеспечение Создана безбарьерная среда доступа детей с ОВЗ в здания и помещения ОО.

Имеются пособия для коррекционно- развивающих занятий с детьми с ОВЗ

 

Информационное обеспечение Создана информационная образовательная среда с использованием современных информационно- коммуникационных технологий.

На сайте ОО создан раздел для обучающихся с ОВЗ,и их родителей, педагогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.

 Диагностическое направление

Цель:  выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Диагностический модуль

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им социально-педагогической помощи.

 

Задачи

(направления деятельности)

Планируемые результаты Виды и формы деятельности,

мероприятия

Сроки

(периодичность в течение года)

Ответственные
 Социально-педагогическая  диагностика

 

Определить состояние физического и психического здоровья детей Выявление состояния физического и психического здоровья детей.

Выявление уровня развития УУД.

Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями,

наблюдение классного руководителя,

анализ работ учащихся.

Проведение педагогической диагностики.

 

 

сентябрь

классный руководитель

медицинский работник, педагог-психолог ,  зам. директора по УВР,

 

 

Первичная диагностика для выявления группы «риска» Создание банка данных учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ.

Наблюдение, обследование;

анкетирование, собеседование.

 

сентябрь

классный руководитель

зам. директора по УВР,

 

 

Углубленная диагностика детей с ОВЗ, детей-инвалидов

(при их наличии)

Получение объективных сведений об учащемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических «портретов» детей. Диагностирование.

Заполнение диагностических документов.

 

 

сентябрь

педагог-психолог РОО (по запросу ОУ),

м/сестра,

классный руководитель

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.

Выявить резервные возможности

 

Индивидуальный коррекционный план работы. Разработка коррекционной плановой работы. сентябрь классный руководитель заместитель директора по УВР, м/сестра,

педагог — психолог

Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.

Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями. Составление характеристики.  

сентябрь – октябрь

классный руководитель

педагог-психолог ,

 

Коррекционно-развивающий модуль

Цель: обеспечение своевременной  помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

 

Задачи (направления) деятельности Планируемые результаты Виды и формы деятельности, мероприятия Сроки (периодичность в течение года) Ответственные
 

социально-педагогическая работа

 

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов Планы, программы

 

Разработка индивидуальной программы по предмету.

Разработка воспитательной программы работы с классом и индивидуальной воспитательной программы для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Разработка плана работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса.

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

 

сентябрь

 

учитель-предметник, зам. директора по УВР, классный руководитель, педагог- психолог

 

 

лечебно – профилактическая работа

 

 

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов

 

 

Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.

Реализация профилактических образовательных программ.

 

 

в течение года

 

медицинский работник, классный руководитель, зам. директора по УВР

 


Консультативный модуль

 

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации учащихся.

 

Задачи (направления) деятельности Планируемые результаты Виды и формы деятельности, мероприятия Сроки (периодичность в течение года) Ответственные
 

Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

 

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

 

По отдельному плану-графику

 

педагог – психолог  (по запросу),

заместитель директора по УВР,

кл. руководители

 

Консультирование учащихся по выявленным проблемам

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с ребенком

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

По отдельному плану-графику педагог – психолог РОО,

заместитель директора по УВР

Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и «группы риска», психолого-физиологическим особенностям детей 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

 

По отдельному плану-графику

 

заместитель директора по УВР, классный руководитель,

педагог — психолог

 


Информационно – просветительский модуль

 

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса

 

Задачи (направления) деятельности Планируемые результаты Виды и формы деятельности, мероприятия Сроки (периодичность в течение года) Ответственные
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам Участие в работе семинаров, тренингов и др. по вопросам инклюзивного образования  

Информационные мероприятия

 

По отдельному плану-графику

(отдела образования)

специалисты ПМПК,

педагог – психолог ,

заместитель директора по УВР

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования  

Информационные мероприятия

 

По отдельному плану-графику

(отдела образования)

специалисты ПМПК,

педагог – психолог,

заместитель директора по УВР

 

 

 

 

 

 

Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в пятых классах.

Направления работы Задачи Содержание работы Методы и методики Сроки проведения
1.Диагностика личностных особенностей обучающихся

 

Своевременное выявление  проблем личностного развития;

Определение траектории развития  детей «группы риска»;

Составление социально-психологического портрета ученика

Исследование личностных особенностей пятиклассников Групповой интеллектуальный тест (ГИТ); «Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника» Т.Дембо, С.Я.Рубинш-тейн;

Наблюдение

Беседы с учителями и родителями

 

В течение года по запросам учителей и родителей
2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы личностного развития Устранение проблем личностного развития школьников Коррекция проблем личностного развития Индивидуальные программы развития личности

 

В течение года по результатам психологических исследований
3. Работа по изучению индивидуальных особенностей пятиклассни-ков. Работа с одарёнными детьми Выявление одарённых детей, развитие их интеллектуаль-ных и творческих способностей

 

Исследование интеллектуаль-ной одарённости младших школьников

 

Методика Л. Ясюковой

 

 

 

В течение года
Развивающие занятия с одарёнными детьми Программа «Создай себя»
4. Работа по формированию ЗОЖ Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни детей Исследование ценностных ориентаций школьников Методика исследования ценностных ориентаций, анкетирование «Здоровый образ жизни» Февраль
Просвещение и профилактика проблем охраны и укрепления здоровья детей Программа «Я расту здоровым» (часть 2)
5. Консультатив-

ная работа

Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей В течение года
6. Работа по преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено Выявить психологическую готовность детей к переходу на следующую ступень обучения;

Составление социально-психологического портрета ученика

Исследование основных новообразований среднего школьного возраста (произвольность, рефлексия, мышление в понятиях) «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах» модификация А.Д.Андреева Март-апрель
Исследование межличностных взаимоотношений Социометрическая методика «Жилищный вопрос»
Исследование психо — эмоционального состояния (тревожности) Шкала явной тревожности А. Прихожан
Родительское собрание «Дети на переходном этапе обучения» Беседа
7. Методическая работа Обеспечение психолого-педагогической преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено Консилиум «Психолого – педагогическая готовность четвероклассников к переходу на следующую ступень обучения» Май

 

Специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ

Особенность ребёнка (диагноз) Характерные особенности развития детей Рекомендуемые условия обучения и воспитания
1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети с задержкой психического

развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) снижение работоспособности;

2) повышенная истощаемость;

3) неустойчивость внимания;

4) более низкий уровень

развития восприятия;

5) недостаточная продуктивность произвольной

памяти;

6) отставание в развитии

всех форм мышления;

7) дефекты звукопроизношения;

8) своеобразное поведение;

9) бедный словарный

запас;

10) низкий навык само-

контроля;

11) незрелость эмоционально-волевой сферы;

12) ограниченный запас

общих сведений и представлений;

13) слабая техника чтения;

14) неудовлетворительный навык каллиграфии;

15) трудности в счёте

через 10, решении задач

1. Соответствие темпа, объёма

и сложности учебной программы реальным познавательным

возможностям ребёнка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.

2. Целенаправленное развитие

общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать

учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).

3. Сотрудничество с взрослы-

ми, оказание педагогом необходимой помощи ребёнку, с учётом его индивидуальных проблем.

4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.

5. Развитие у ребёнка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.

6. Малая наполняемость класса (10–12 человек).

7. Щадящий режим работы,

соблюдение гигиенических и

валеологических требований.

8. Организация классов коррекционно-развивающего обучения в стенах массовой школы.

9. Специально подготовленный

в области коррекционной педагогики (специальной педагогики и коррекционной психологии) специалист – учитель, способный создать в классе особую доброжелательную, доверительную атмосферу.

10. Создание у неуспевающего

ученика чувства защищённости

и эмоционального комфорта.

11. Безусловная личная поддержка ученика учителями школы.

12. Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебы

2. Дети с лёгкой степенью

умственной отсталости, в том числе с проявлениями аутизма (по желанию родителей и в силу других обстоятельств могут учиться в общеобразовательной

школе)

Характерно недоразвитие:

1) познавательных интересов: они меньше испытывают потребность в познании, «просто не хотят ничего знать»;

2) недоразвитие (часто

глубокое) всех сторон

психической деятельности;

3) моторики;

4) уровня мотивированности и потребностей;

5) всех компонентов уст-

ной речи, касающихся

фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон; возможны все виды речевых нарушений;

6) мыслительных процессов, мышления – медленно формируются обобщающие понятия; не формируется словесно-логическое и абстрактное мышление;

медленно развивается

словарный и грамматический строй речи;

7) всех видов продуктивной деятельности;

8) эмоционально-волевой

сферы;

9) восприятии, памяти,

внимания

1. Развитие всех психических

функций и познавательной

деятельности в процессе воспитания, обучения и коррекция их недостатков.

2. Формирование правильного

поведения.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация как итог всей работы.

5. Комплексный характер коррекционных мероприятий (совместная работа психиатра, если это необходимо, психолога, педагога и родителей).

6. Поддержание спокойной рабочей и домашней обстановки (с целью снижения смены эмоций, тревоги и дискомфорта).

7. Использование метода отвлечения, позволяющего снизить интерес к аффективным формам поведения.

8. Поддержание всех контактов (в рамках интереса и активности самого ребёнка).

9. Стимулирование произвольной психической активности, положительных эмоций.

10. Развитие сохранных сторон психики и преобладающих интересов, целенаправленной деятельности.

11. Применение различных

методов, способствующих развитию мелкой моторики и произвольных движений (ритмика, гимнастика, ручной труд,спорт, бытовые навыки).

3. Дети с отклонениями в

психической сфере (состоящие на учёте у психоневролога, психиатра, и др.)

1) повышенная раздражительность;

2) двигательная расторможенность в сочетании со сниженной работоспособностью;

3) проявление отклонений в характере во всех

жизненных ситуациях;

4) социальная дезадаптация

Проявления невропатии

у детей:

1) повышенная нервная

чувствительность в виде

склонности к проявлениям аффекта, эмоциональным расстройствам и беспокойствам;

2) нервная ослабленность

в виде общей не выносливости, быстрой утомляемости  при повышенной

нервно-психической нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком свете;

3) нарушение сна, уменьшенная потребность в

дневном сне;

4) вегетососудистая дистония (головные боли,

ложный круп, бронхиальная астма, повышенная потливость, озноб,

сердцебиение);

5) соматическая ослабленность (ОРЗ, тонзиллиты, бронхиты и т.п.)

6) диатезы;

7) психомоторные, конституционально обусловленные нарушения (энурез, тики, заикания и

др.)

1. Продолжительность коррекционных занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут.

2. В группу можно объединять

по 3–4 ученика с одинаковыми

пробелами в развитии и усвоении школьной программы или

со сходными затруднениями в

учебной деятельности.

3. Учёт возможностей ребёнка

при организации коррекционных занятий: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.

4. Увеличение трудности задания пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

5. Создание ситуации достижения успеха на индивидуально-групповом занятии в период, когда ребёнок ещё не может

получить хорошую оценку на уроке.

6. Использование системы

условной качественно-количественной оценки достижений ребёнка

4. Дети с нарушениями речи 1) речевое развитие не

соответствует возрасту

говорящего;

2) речевые ошибки не

являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3) нарушения речи связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

4) нарушения речи носят

устойчивый характер,

самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

5) речевое развитие требует определённого логопедичского воздействия;

6) нарушения речи оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка

1. Обязательная работа с логопедом (в начальной школе)

2. Создание и поддержка развивающего речевого пространства.

3. Соблюдение своевременной

смены труда и отдыха (расслабление речевого аппарата).

4. Пополнение активного и пассивного словарного запаса.

5. Сотрудничество с родителями ребёнка (контроль за речью дома, выполнение заданий логопеда).

6. Корректировка и закрепление навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочетаний, предложений, коротких

текстов).

7. Формирование адекватного

отношения ребёнка к речевому нарушению.

8. Стимулирование активности

ребёнка в исправлении речевых ошибок

6. Дети с нарушениями

зрения (слабовидящие

дети)

1) основное средство

познания окружающего

мира – осязание, слух,

обоняние, др. чувства

(переживает свой мир в

виде звуков, тонов, ритмов, интервалов);

2) развитие психики

имеет свои специфические особенности;

3) процесс формирования

движений задержан;

4) затруднена оценка

пространственных при-

знаков (местоположение,

направление, расстояние, поэтому возникают

трудности ориентировки

в пространстве);

5) тенденция к повышен-

ному развитию памяти

(проявляется субъективно и объективно);

6) своеобразие внимания

(слуховое концентрированное внимание);

7) обострённое осязание – следствие иного,

чем у зрячих использования руки (палец никогдане научит слепого видеть, но видеть слепой может своей рукой);

8) особенности эмоционально-волевой сферы

(чувство малоценности,

неуверенности и слабости, противоречивость

эмоций, неадекватность

воли;

9) индивидуальные особенности работоспособности, утомляемости, скорости усвоения информации (зависит от характера

поражения зрения, личных особенностей, степе-

ни дефекта), отсюда ограничение возможности

заниматься некоторыми

видами деятельности;

10) обеднённость опыта

детей и отсутствие за словом конкретных представлений, так как знакомство с объектами

внешнего мира лишь

формально-словесное;

11) особенности общения: многие дети не

умеют общаться в диалоге, так как они не слушают собеседника;

12) низкий темп чтения

и письма;

13) быстрый счёт, знание

больших по объёму стихов, умение петь, находчивы в викторинах;

14) страх, вызванный

неизвестным и не познанным в мире зрячих (нуждаются в специальной ориентировке и знакомстве).

1. Обеспечение дифференцированного и специализированного подхода к ребёнку (знание индивидуальных особенностей

функционирования зрительной системы ученика).

2. Наличие технических средств и оборудования, обеспечивающих процесс обучения и воспитания.

3. Наличие методического обеспечения, включающего специальные дидактические пособия, рассчитанные на осязательное или на зрительно-осязательное восприятие слепого и слабовидящего; специальные учебники, книги, рельефно-графические пособия

по изучаемым предметам и для проведения коррекционных занятий по ориентированию, развитию зрения, осязания.

4. Выделение ребёнку специального шкафчика для хранения этих приспособлений.

5. Правильная позиция ученика (при опоре на остаточное зрение сидеть ребёнок должен за первой партой в среднем ряду, при опоре на осязание и

слух – за любой партой).

6. Охрана и гигиена зрения

(повышенная общая освещённость (не менее 1000 люкс), освещение на рабочем месте (не менее 400–500 люкс); для детей, страдающих светобоязнью, установить светозатемнители, расположить рабочее

место, ограничивая попадание

прямого света; ограничение

времени зрительной работы

(непрерывная зрительная

нагрузка не должна превышать 15–20 мин. у слабовидящих учеников и 10–20 мин. для учеников с глубоким нарушением

зрения); расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см; работать с опорой на осязание или слух.

7. При работе с опорой на зрение записи на доске должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными, в некоторых случаях они должны дублироваться раздаточным материалом.

8. Создание благоприятного психологического климата в

коллективе, усиление педагогического руководства поведением не только ребёнка с нарушением зрения, но и всех окружающих людей, включая педагогов разного профиля.

9. Взаимодействие учителя с

тифлопедагогом, психологом,

офтальмологом и родителями

7. Дети с нарушением опорно — двигательного

аппарата

(способные к самостоятельному передвижению и самообслуживанию, с сохраненным

интеллектом)

У детей с нарушениями

ОДА ведущим является

двигательный дефект

(недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную

массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в

лечебной и социальной

помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Все дети с нарушениями ОДА нуждаются в особых

условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности

1. Коррекционная направленность всего процесса обучения.

2. Возможная психолого-педагогическая социализация.

3. Посильная трудовая реабилитация.

4. Полноценное, разноплановое

воспитание и развитие личности ребёнка.

5. Комплексный характер

коррекционно-педагогической

работы.

6. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.

7. Организация работы в рамках ведущей деятельности.

8. Наблюдение за ребёнком в

динамике продолжающегося

психоречевого развития.

 

8. Дети с нарушением поведения, с эмоционально-волевыми расстройствами, с ошибками воспитания (дети с девиантным и деликвентным поведением, социально-запущенные, из социально -неблагополучных семей) 1) наличие отклоняющегося от нормы поведения;

2) имеющиеся нарушения поведения трудно исправляются и корригируются;

3) частая смена состояния, эмоций;

4) слабое развитие силы

воли;

5) дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны взрослых и внимании коллектива сверстников

1. Осуществление ежедневного, постоянного контроля как родителей, так и педагогов, направленного на формирование у детей самостоятельности,

дисциплинированности.

2. Терпение со стороны взрослого, сохранение спокойного тона при общении с ребёнком (не позволять кричать, оскорблять ребёнка, добиваться его доверия).

3. Взаимосотрудничество учителя и родителей в процессе обучения (следить, не образовался ли какой-нибудь пробел в знаниях, не переходить к изучению нового материала, не бояться оставить ребёнка на второй год в начальной школе, пока он не усвоил пройденное).

4. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.

5. Развитие общего кругозора ребёнка (посещать театры, цирк, выставки, концерты, путешествовать, выезжать на природу).

6. Своевременное определение

характера нарушений у ребёнка, поиск эффективных путей помощи.

7. Чёткое соблюдение режима дня (правильное чередование периодов труда и отдыха).

8. Ритмичный повтор определённых действий, что приводит к закреплению условно-рефлекторной связи и формированию желательного стереотипа.

9. Заполнение всего свободного времени заранее спланированными мероприятиями (ввиду отсутствия умений организовывать своё свободное время), планирование дня поминутно.

 

 

 

 

 

 

2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы

Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС ООО.

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ОВЗ.

В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты.

Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).

Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.

Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса.

Результатом коррекции развития детей с ОВЗ может считаться не столько  успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;• овладение навыками коммуникации;
  • дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Жизненно значимые компетенции Требования к результатам
Развитие адекватных представлений о

собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения

Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях.

Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, и необходимо.

Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.

Готовность выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, умение объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей.

Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной

Помощи.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни Стремление к самостоятельности и

независимости в быту и помощи другим людям в быту.

Овладение навыками самообслуживания дома и в школе.

Умение включаться в разнообразные

повседневные дела.

Умение принимать посильное участие,

брать на себя ответственность в каких-

то областях домашней жизни.

Представления об устройстве школь-

ной жизни.

Умение ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий.

Готовность попросить о помощи в случае затруднений.

Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные и домашние дела и принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность.

Понимание значения праздника дома и

в школе, того, что праздники бывают

разными.

Стремление порадовать близких.

Стремление участвовать в подготовке и

проведении праздника

 

Овладение навыками коммуникации

Умение решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

Умение начать и поддержать разговор,

задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.

Умение корректно выразить отказ и

недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

Умение получать и уточнять информацию от собеседника.

Освоение культурных форм выражения своих чувств.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения

цели.

Умение передать свои впечатления,

соображения, умозаключения так,

чтобы быть понятым другим человеком.

Умение принимать и включать в свой

личный опыт жизненный опыт других

людей.

Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации Адекватность бытового поведения

ребёнка с точки зрения опасности/

безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей

предметной и природной среды.

Использование вещей в соответствии с

их функциями, принятым порядком и

характером данной ситуации.

Расширение и накопление знакомых и

разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес,

парк, речка, городские и загородные

достопримечательности и др.

Активность во взаимодействии с

миром, понимание собственной результативности.

Накопление опыта освоения нового

при помощи экскурсий и путешествий.

Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

Умение устанавливать взаимосвязь

природного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести

себя в быту сообразно этому пониманию.

Умение устанавливать взаимосвязь

общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе,

соответствовать этому порядку.

Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности

замечать новое, задавать вопросы,

включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность