Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Условия, которые образовательная организация создает для обучающихся с ОВЗ:

  • специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания. С 2017-2018 учебного года учреждение реализует программу ФГОС ОВЗ:  Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани (вариант 7.1);
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
  • адаптированный сайт школы с учетом потребностей инвалидов по зрению;
  • необходимое штатное расписание (введена ставка педагога — психолога); 
  • курсы повышения квалификации педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ (количество административно – управленческого персонала, прошедшего повышение квалификации по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ – 2 чел. (100%), количество учителей, прошедших повышение квалификации по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ– 31 чел. (91%);
  • доступная среда (беспрепятственный доступ в здание и на территорию и т. д.).

В рамках государственной программы «Доступная среда» (2014 год) за счет средств областного бюджета  в ГБОУ СОШ № 29 было поставлено:

  • автоматическое подъемное устройство,
  • шкаф для отстоя и хранения автоматического подъемного устройства,
  • сенсорные комнаты, комплект многофункциональных модулей для комплексного развития детей «Городок»,
  • образовательно-игровой комплекс для формирования информационной  и деятельностно-коммуникативной компетентности обучающихся на ступени начального общего образования,
  • оказаны услуги по ремонту санузла для маломобильных групп для нужд ГБОУ СОШ №29,
  • было поставлено оборудование: унитаз для инвалидов, умывальник для инвалидов, смеситель, поручни стационарные и поручни настенные,
  • были расширены дверные проемы и установлены двери из ПВХ с целью обеспечения доступа в предметные кабинеты для маломобильных групп населения.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов, осуществляется в Учреждении в соответствии с Положением об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Учреждения.

С целью создания условий для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов, Учреждение организует психолого-медико-педагогический консилиум, деятельность которого регламентируется Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме Учреждения.

Дополнительно можно ознакомиться с локальными актами Учреждения об организации и о формах получения образования:


Предпрофильная подготовка в 2017-2018 учебном году

Обучающиеся с ОВЗ 9-х классов освоили курсы предпрофильной подготовки:
— юный электроснабженец;
— мастер электрических сетей;
— сварщик;
— механик- профессия поколений;
— я выбираю профессию токарь, слесарь;
— модная тема;
— техническое регулирование и управление качеством;
— педагогическая азбука;
— златошвейка.
В рамках предпрофильной подготовки для обучающихся организовано психолого-педагогическое сопровождение, информирование и консультирование по вопросам выбора профессии.

Документы по обеспечению введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с интеллектуальными нарушениями:

Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья производится на основе:

  1. Приказа министерства образования и науки РФ от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

  2. Приказа министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  3. Приказа министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  4. Приказа министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  5. Приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

  6. Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  7. Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  8. Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

  9. Приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  10. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  11. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  12. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Примечание:  Санитарные правила вводятся в действие с 1 сентября 2016 года)
  13. Приказа министерства образования и науки Самарской области от 27.07.2005 № 82-од «Об утверждении положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области»
  14. Плана мероприятий («дорожная карта») Западного управления по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Куда обратиться за консультацией и поддержкой?

Школьный педагог – психолог

График работы: понедельник – пятница – с 14.00 – 17.10

Логопед

График работы: понедельник – среда – с 13.20 – 14.00


В Западном образовательном округе функционируют 2 центра психолого-педагогической, медицинской помощи:



Целью деятельности центров является преодоление трудностей обучающихся  в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации посредством осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; обеспечение психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ.

В  Центре диагностики и консультирования функционируют следующие структурные подразделения:

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и психическом развитии (или) отклонениями в поведении; проведения их комплексного психолого- медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого- медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Заседания ПМПК проводятся ежедневно по адресу: г. Сызрань, ул. Гидротурбинная 24-а. Ежегодно за диагностической, консультационной и коррекционной помощью специалистов комиссии обращается до четырех тысяч жителей Западного образовательного округа.

Служба ранней помощи оказывает комплексную помощь семьям с детьми раннего возраста, где реализуются индивидуально-ориентированные программы социально-педагогической направленности. Служба ранней помощи обеспечивает системный комплексный подход к проведению диагностики, абилитации и реабилитации детей в возрасте от рождения до 4-х лет группы биологического и социального риска. Раннее выявление проблем развития ребенка и своевременное начало коррекционной работы дает возможность предупредить выявление вторичных отклонений в развитии, обеспечивают максимальную реализацию реабилитационного потенциала.

Коррекционно-развивающие группы являются преемственным звеном в сопровождении детей с проблемами в развитии на разных возрастных этапах:

  • Младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи, препятствующие успешному освоению образовательных программ. Занятия со школьниками проводятся в индивидуальной и групповой форме во внеурочное время, с учетом работы учреждения.

  • Дошкольного возраста с нарушениями устной речи (дети с общим и нерезко выраженным недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи). Группа формируется по рекомендациям ПМПК из числа детей, не получающих коррекционную логопедическую помощь в дошкольных образовательных организациях. Прием в группу проводится в течение всего года по мере освобождения мест.

  • Для детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы; ЗПР; со сложной структурой дефекта. Занятия проводят педагоги-психологи и учителя-дефектологи. Занятия могут проводиться на базе Центра или в образовательных учреждения Западного образовательного округа.

Отдел организация специального образования оказывает методическую помощь педагогам Западного образовательного округа по вопросам специального и инклюзивного образования. В штате имеются 3 инструктора-методиста.


Навигация:

Основные сведения /Структура и органы управления образовательной организацией /Документы /Образование /Образовательные стандарты  /Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав / Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса /Стипендии и иные виды материальной поддержки /Платные образовательные услуги /Финансово-хозяйственная деятельность /Вакантные места для приема-перевода